Обращение
председателя Совета старейшин Департамента образования и науки Курганской области, заслуженного учителя школы РСФСР,
почётного гражданина Курганской области
Александра Михайловича Сметанина
Уважаемые педагоги!
Уважаемые ветераны педагогического труда!
Дорогие земляки!
В юбилейный для Курганской области год свою 75-ю годовщину отмечает и система образования нашего края.
Решением облисполкома Совета депутатов трудящихся за номером 345 от 15 июля 1943 года был создан областной отдел народного образования, а при нем институт усовершенствования учителей, областная библиотека, областной методический кабинет политпросвещения, областное лекционное бюро и областной дошкольный методический кабинет.
Несмотря на то, что все силы советского народа в этот период были отданы победе над врагом, руководство страны и области всецело понимало важность народного просвещения.
Начинать было не легко. В своей докладной записке первый заведующий ОБЛОНО Иван Платонович Фирсов писал: «Материально-бытовые условия учителей тяжелые. Нормы хлеба снижаются, в некоторых районах учителя сняты со снабжения. Нет керосина. Изнашивается одежда и обувь...».
Однако все эти тяготы и лишения военной поры не смогли подорвать крепость духа и стойкость зауральского учительства. Педагогический процесс не только не прерывался - не прерывался каждодневный творческий поиск. Повсеместно разрабатывались и внедрялись новые, все более эффективные формы и методы работы с учащимися.
В послевоенные годы и позднее Курганская область неоднократно удостаивалась переходящего Красного Знамени Совета Министров РСФСР за достижения в сфере народного образования. Выросла целая плеяда легендарных педагогов-новаторов, среди которых два Народных учителя СССР.
У системы образования Курганской области достойное прошлое и, я верю, не менее достойное будущее. А все потому, что в основе педагогического труда всегда были, есть и будут надежные духовные основания, высокие ценности гуманизма, материнская (отеческая) забота о воспитанниках и, главное, учительская честь и учительский долг.
Во все времена, и военное лихолетье и в период 90-годов, когда по нескольку месяцев не выплачивалась заработная плата, российское учительство не предавало идеалов отечественной педагогики, а главное - не предавало своих учеников.
Уверен, это не произойдет и сейчас, в период поступательного развития сферы образования, когда каждому педагогу открыт простор для творческих инициатив и профессионального самовыражения.
И вместе с тем, время от времени мы становимся свидетелями попыток извне раскачать нравственную основу педагогического труда, посягнуть на педагогические святыни, выбить моральный фундамент из-под ног учителя, развернуть его мысли от духовного к материальному.
Кто это делает и в чьих интересах? Очевидно, здесь преследуются глобальные цели и уж точно не из чувства ответственности за систему образования или судьбы педагогов.
К моему сожалению, вектор разрушительного воздействия выбран точно. Если деморализовать и дезориентировать педагогическую среду, посеять смуту и негативные настроения в педагогическом сообществе, а затем разобщить его – действительно можно добиться многого. Чего только стоит подмена понятия «педагогическое служение» образовательной услугой.
Так не дадим же укорениться в умах зауральского учительства искаженным помыслам, не позволим поселиться в сердцах равнодушию, черствости и меркантильности, подорвать учительский дух.
Будем же достойными памяти предшествующих поколений наших доблестных земляков, педагогов-просвещенцев, гордо пронесем через годы высокое имя Учитель!
Горячо и сердечно поздравляю вас, дорогие коллеги, с юбилейным для системы образования годом!
Желаю крепкого здоровья, любознательных учеников, добрых коллег – единомышленников, а также душевых сил и неиссякаемой энергии для свершения своего каждодневного педагогического подвига!
С уважением, А.М. Сметанин |